Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки»
Айкидо
Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки»
Главная Карта Сайта
Новости
Семинар Тоширо Cуга сэнсэя, 24-26 ноября 2017г.

28.10.2017


Семинар Анатолия Соснина 11-12 ноября 2017 г.

28.10.2017


Набор в группы Айкидо, Дзёдо, Кендзюцу и Иайдо.

18.09.2017


Семинар Луи Ван Тигема сэнсэя, 15-17 сентября 2017 г.

21.08.2017


Семинар Матсуо Масазуми сэнсэя, с 24 июля по 4 августа 2017г.

10.07.2017


Мы в сети
Наша группа в Контакте
Наше сообщество в Google+
Наше сообщество в Facebook
Наш канал на YouTube

Наши партнёры

Случайное фото

Каллиграфия Арт-галерея

посмотреть весь альбом...

Случайное видео

Мичио Хикитсучи

посмотреть всю галерею...


Тоширо Cуга


Поделиться:

Ещё информация:

Суга Сэнсэй. 7-й дан Айкидо Айкикай.

Тоширо Суга родился 22 августа 1950 года в Токио. На протяжении многих лет изучал Айкидо, в том числе тренировался под руководством Морихэя Уэсибы и его ближайших учеников. Затем приехал преподавать и распространять айкидо на западе и в настоящий момент живет в Париже.

Его энциклопедические знания позволяют ему превосходно объяснять глубинный смысл боевых приемов. Тоширо Суга – признанный специалист по работе с оружием в айкидо. Он принимает участие в различных международных семинарах, а также на протяжении многих лет тренировал армейские подразделения Канады.

"Не забывайте, что многие техники работы с оружием и против оружия в айкидо это не просто дань традициям.

Тело подготовленное противостоять человеку вооружённому мечом, готово отразить любые атаки."

Тоширо Суга сэнсэй

Ниже представлено интервью Тоширо Суги.

Когда вы начали заниматься айкидо?

Это было16 февраля 1968 г. Я хотел посещать тренировки О-Сэнсэя с 6.30 до 7.30. Но в этот день транспорт не ходил из-за снегопада, и я смог приехать только на то занятие, которое начиналось в 15.00. В итоге по этому расписанию я занимался полтора года.

О-Сэнсэй преподавал с 6.30 до 7.30, но всегда посещал и наши тренировки тоже. Мне было 17 лет. Мы с друзьями не очень любили, когда О-Сэнсэй приходил к нам занятия, потому что это означало, что мы надолго задержимся в сейза. Мы часами сидели без движения, слушая и наблюдая за действиями О-Сэнсэя. А нам хотелось двигаться самим, потому что мы были очень молоды.

Но сегодня я действительно счастлив, что пережил эти моменты - последние моменты жизни О-Сэнсэя. Несмотря на нашу жажду движений, мы смотрели на учителя серьезно и с величейшим уважением. Просто в то время нам казалось, что О-Сенсей бессмертен и будет с нами всегда. Мы не понимали подлинную ценность тех мгновений.

Сегодня я понимаю, как сильно мне повезло, и бережно храню воспоминания об О-Сэнсэе. Его магическое присутствие, его необыкновенная аура, его ясный голос. И его такое образцовое, мастерски отточенное айкидо...

Многие из современных практикующих айкидо видели О-Сенсея только на портрете. Зачастую они даже не видели редкие записи его занятий. Они что-то слышали об этом, но имеют очень расплывчатое представление. Его голос, его движения, я их вижу как сейчас. И я действительно благодарен судьбе за выпавший мне шанс.

Чем вас привлекло айкидо?

Ничем! Мой отец сказал однажды: «Я видел всех мастеров Будо. Уэсиба лучший из них. Иди, занимайся айкидо». Я был не очень рад, потому что я был обычным подростком, любил посидеть за телевизором или просто побездельничать.

Мне хорошо давался спорт с мячом. Я хорошо играл в бейсбол, баскетбол, волейбол. В пин-понге я был просто чемпионом. Но в гимнастике я совсем не блистал... А айкидо всё же ближе к гимнастике, чем к спорту с мячом.

К 15 годам у меня уже был опыт практики дзюдо. Его я приобрел в лучшем доджо токийской полиции. Тренировки там были такими интенсивными, что у меня оставалось совсем посредственное воспоминание о занятиях Будо. Но что поделаешь, отец сказал: «Иди». Я последовал его совету, и сегодня не жалею. Это был правильный выбор.

Когда вы начали получать удовольствие от айкидо?

После получения первого дана. Дело в том, что вначале мое тело не двигалось так, как я того хотел. У меня были проблемы с суставами, я был негибким. При падениях я испытывал сильную боль. Но когда я начал понимать, как надо двигаться, и смог двигаться так, как хотел, я стал получать удовольствие.

Благодаря айкидо я развил свои физические способности настолько, что пришел к мысли, что мое тело может всё. Это было важно для меня. Я ведь начал заниматься в 17 лет. А это конец подросткового периода. Это возраст, когда ты в себе неуверен - ни телом, ни душой. Именно благодаря своим успехам, я поверил в себя. И с той поры стал продвигаться в айкидо гораздо быстрее.

Вы помните о первом впечатлении, которое произвел на вас доджо?

Да. Это было занятие у учителя Арикава. Я узнал лишь после, что он один из самых отчаянных и неистовых в айкикай. Существует много легенд об учителе Арикава, о его жесткой технике. По стилю работы он был близок к Тадаши Абе.

На его занятиях в те годы бывало много травм.

Естественно, что на первом занятии я не умел правильно падать. Он подошел ко мне, ударяя себя в грудь, как горилла, и говорит: «Схвати меня за руку». Мне кажется, я схватил геку ханми катате дори . И бац! Он перебросил меня через 3 татами. Я сказал себе тогда: «Какой ужас это айкидо!»

В то время мы жили в отдельном доме в Токио, я спал на втором этаже. В дни, последовавашие за первой тренировкой, я был таким разбитым, что с большим трудом спускался и поднимался по лестнице. Но я не остановился и начал заниматься ежедневно.

Вы занимались айкикай во время «золотого периода», когда преподавали самые знаменитые учителя. Какой была повседневная обстановка?Должно быть, она была пропитана невероятной энергией?

Это была удивительная эпоха. Мы каждый день видели, насколько представители «старой школы» сильнее нас. И это заставляло нас тренироваться еще упорнее. Из уст в уста передавались истории о достижениях О-Сэнсэя и его первых учеников. И мы все время старались равняться на них, быть такими же, как они. Нам это, конечно же, не удалось, но мы прикладывали максимум усилий, у нас была очень высокая мотивация . Сама эпоха мотивировала нас, подталкивала к самосовершенствованию.

Это был период активного развития айкидо. Великим учителям было тогда около сорока лет. Они проявляли недюжинные физические способности, очень точную технику. Это также был период интересного активного поиска.

Я занимался каждый день. Так я смог посетить курсы всех учителей, которые преподавали айкикай в то время. Я помню очень хорошо: по понедельникам учитель Саотомэ, по вторникам – учитель Тохей Акира, по средам – учитель Арикава, по четвергам – учитель Кобаяши Яцуо, по пятницам – Коичи Тохей, по субботам – второй Дошу, Киссёмару Уесиба, по воскресеньям – учитель Морихиро Сайто.

Конечно, какие-то учителя мне нравились больше, а какие-то меньше. Но поскольку я занимался каждый день, я прошел курс у каждого из них. Думаю, что это очень хорошо. Ведь до первого дана, и даже до получения второго дана идет базовая подготовка, обучение основам мастерства. И в этот период важно тренироваться по-максимуму, вылепливать как из пластилина свое тело, придавая ему нужную форму.

В те годы люди тренировались более интенсивно, чем сегодня?

Учителя не говорили нам ничего. Каждый мог заниматься в своем ритме. И конечно же, были люди, которые тренировались в спокойном режиме. Но мы с друзьями шли до предела. Я думаю, мы тренировались гораздо больше, чем современные спортсмены. Мы старались работать в паре с самыми сильными учениками, и те не давали нам поблажки. Но именно благодаря этому мы многому научились.

Когда вы переехали во Францию?

Я приехал во Францию 11 августа 1971 г. Для этого я пересек Азию и Европу на поезде, на самолете и на корабле. Эта поездка заняла целую неделю, при этом я вез с собой 126 кг багажа!

Каким было айкидо во Франции к моменту вашего приезда?

Я помню двух спортсменов, уровень которых мне нравился. Особенно одного. У него, по-моему, был второй дан. У меня тогда у самого был второй дан. Это был самый высокий уровень среди учеников.

Несколько тысяч людей занимались айкидо. Обучение шло очень динамично. Мы учились у учителей Тамура, Норо, Шиба, и тренировки были очень интенсивными. Учителя были очень молоды, полны энергии. Они оттачивали свою технику. Это была эпоха становления того высокого мастерства, которым они обладают.

Какое у Вас было первое впечатление от айкидо учителя Тамура?

Когда я встретился с учителем Нобуёси Тамура первый раз, я сказал себе: «Как странно всё, что он делает». Мне казалось это странным, потому что меня учили по-другому. Общепринятая техника боя в айкикай отличалась от приемов О-Сэнсэя. В итоге я ничего ни понимал. И у меня не было ни малейшего желания менять то, чему я учился ранее. Мне понадобилось три или четыре года, чтобы понять работу Тамуры.

Учитель Томура, на мой взгляд, это тот, кто действительно смог сохранить подлинную технику О-Сэнсэя. В свое время его даже критиковали молодые учи-деши , называя его «точной копией» О-Сэнсэя. Обучаясь у учителя Тамура, я понял, что такое настоящее айкидо. Я смог научиться тому, что когда-то преподавал О-Сэнсэй.

Вы знали самых сильных учителей: Тохей, Саито, Шиба... Что вас заставило пойти учиться у Тамуры?

Истинное айкидо – это О-Сэнсэй и Тамура. Почему? Потому что в их практике нет недостатка логики. А в любом боевом искусстве логика – это главное.

Будо, как и все боевые искусства – это больше, чем спорт. Позволить себе отключить логику в бою – значит умереть. Сегодня у спортсменов понятие «жизнь или смерть» исчезает из их оборота. Нет высокой концентрации, характерной для боя, смысл теряется. Основы нашего искусства и его философия исчезают, и айкидо становится спортом для досуга даже в Японии.

Что вы думаете об уровне айкидо в современной Франции?

Это очень высокий уровень. Но в последние 15 лет наступил период «усталости». Я хочу сказать, что энтузиазм уже не тот.

Айкидо во Франции существует уже 54 года. Полно преподавателей, курсов. Многие люди знают айкидо, но оно стало для них чем-то банальным. Они уже не приходят на занятия с горящими глазами, мечтая овладеть исключительной техникой.

Конечно, многим трудно заниматься одним и тем же в течение 20-30 лет и испытывать при этом радость от занятий. Но проблема в том, что и начинающие приходят в айкидо уже зараженные этой «усталостью» и скукой, в них нет энтузиазма.

Когда я преподаю айкидо в стране, где айкидо появилось совсем недавно, там я вижу воодушевление. Люди очень стараются, и даже порой идут на жертвы, потому что живут в условиях гораздо более тяжелых, чем французы.

Вы недавно выпустили DVD-диск об айкидо – первый в серии, которая запланирована в будущем. Почему вы начали с техники работы с мечом?

По словам учителя или профессора Сасама, автора энциклопедии по боевым искусствам, который обладает глубокими знаниями о японском будо, айкидо зародилось в 9-ом веке. К сожалению, документальных свидетельств о той эпохе не сохранилось. Но сам факт говорит о том, что айкидо – один из древнейших видов боевого искусства. Для сравнения Като Шинто восходит только к 13 веку.

В эпоху зарождения айкидо самураи обучались четырем видам боя: использовались катана (меч), нагината (японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения и изогнутым односторонним клинком), кю (лук) и кюмиучи, то есть бой без оружия наподобие джиу-джитсу.

С 9-ого по 17 век, в эпоху нескончаемых войн, первым и важнейшим для самурая было владение оружием. И только 20% времени уделялось обучению бою без оружия.

Если проанализировать приемы айкидо, то атаки делаются в двух случаях:

1. чтобы помешать противнику вытащить из ножен и применить меч.

2. чтобы нанести удар по жизненно важной точке, используя руку как меч.

Иными словами, айкидо – это техника использования меча. А техника безоружного боя просто вытекает из этой работы. Их невозможно отделить друг от друга. Правильное понимание использования меча является самым существенным для создания прочной базы в айкидо.

Многие эксперты вообще не касаются техники применения оружия. Вы считаете это действительно необходимо в айкидо?

Не работать с оружием – это потерять 80% богатства айкидо. И О-Сэнсеэй никогда не показывал приемы айкидо без работы с оружием.

Чья работа с мечом вас наиболее впечатлила?

Учителя Тамура! Потому что в отличие от многих других, у него была возможность научиться правильной работе с оружием у О-Сэнсэя. Он был одним из любимых партнеров в бою Осенсея, и научился всему при непосредственном контакте с ним, на прямом опыте, из первых рук.

Когда учитель Тамура использует меч, его движение совершенно. Видно, что это рубящий удар. Многие специалисты по айкидо используют боккен как палку, а не меч. Они ударяют, а не режут. Те, кто научился и привык делать рубящий удар, видят эту разницу очень четко.

Учитель Тамура учился применять оружие у Осенсея. Помимо этого он изучал и аи у Хага сенсея. Поэтому его удар – рубящий удар.

Существует японское выражение « Saya no uchi no kachi ». Вы можете объяснить нам его значение?

Это означает "победа в ножнах". Это выражение очень часто используется в иайдо. У него много интерпретаций. Можно понять его так: победа – дело решенное, т.е. ты победил еще до того, как меч противника вынут из ножен. Второе значение: ты должен победить, не вынимая меча из ножен. Это выражение говорит о концентрации, о полном включении во время боя.

Но надо понимать, что если ты атакован, иногда бывает слишком поздно. Бывает, что тебя застали врасплох. Самые великие самураи оставались все время начеку, сохраняли неусыпную бдительность, не оставляя ни одного открытого места для удара. Их обостренная чувствительность позволяла им предчувствовать готовящееся нападение.

Что вы хотели бы сказать в конце нашей беседы?

Я хотел бы подчеркнуть еще раз, что бой с оружием и бой без оружия - это единое целое. Это две техники, которые невозможно отделить друг от друга. Без тренировки применения оружия, логика боевого искусства исчезает, исчезает его дух.

Беседу вел - Лео Тамаки.

Перевод - Светланы Смирновой.


Айкидо

生気

Шомен
Айкидо

Copyright 2011-2017 © Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки». Все права защищены.

Дизайн - Качан Сергей ©
Главная   Новости   Айкидо   Клуб   Материалы   Галерея   Контакты   Карта Сайта